Ваш персональный передвижной mini-Днепрогэс

Пролог

Для снятия стресса мы едем на рыбалку, в горы, в многодневный поход или, в крайнем случае, на дачу. Желание оторваться хоть на несколько дней от прессинга общества и побыть наедине с природой вполне естественно и часто решает проблему перезагрузки нервной системы. Но уходя на максимальное расстояние от цивилизации мы, тем не менее, не готовы отречься от ее благ и комфорта в виде электрического освещения, мобильной связи, интернета и прочих приятных мелочей. Нам хочется поделиться своей радостью от дикарского способа жизни со своими друзьями в социальных сетях и при этом не коптить небо керосиновой лампой, попивая холодное белое сухое в вечерний час. Комаров также неплохо бы разогнать не веточкой ольхи, а с помощью электрического фумигатора. Любимые песни Jim Morrison лучше звучат в исполнении плеера, а не соседа по палатке. Согласитесь, не стоит излишне напрягать фантазию, чтобы составить список из двух десятков потребителей электричества, наличие которых в палаточной или дачной жизни будет крайне желательным.

Разработки последних лет в сфере экономии потребления электроэнергии привели к тому, что отпала необходимость в производстве больших ее количеств. На смену лампам накаливания пришли светодиодные излучатели, кассетные магнитофоны канули в лету и их заменили крошечные цифровые звуковоспроизводящие устройства. Большинству портативных устройств заряда собственных аккумуляторов хватает не несколько дней. В случае их исчерпания на помощь придут компактные переносные power-банки. И уж в совсем безвыходной ситуации поддержать связь с внешним миром можно зарядив телефон от солнечной батареи. Но если речь идет о многочисленных и прожорливых потребителях питания, без большого аккумулятора обойтись невозможно. Еще один вариант – бензиновые генераторы, но их мощность, как правило, превышает суммарную нагрузку вашего палаточного городка, и их эксплуатация становится экономически невыгодной. Хорошо, что есть разработчики, которые догадались вслед за уменьшением потребления электроэнергии снизить и ее производство в походных условиях. Для этой цели прекрасно подойдет легкий, компактный малошумный и не прожорливый производитель электричества. Такой, как гость нашего сегодняшнего обзора Auron MINI. Ни внешним видом, ни эксплуатационными параметрами он не напоминает грохочущих монстров, выдающих «на гора» 5-6 киловатт, большинство из которых останутся невостребованными. Но давайте не будет бежать перед паровозом, запрягать телегу впереди лошади и опережать себя в собственном повествовании. Все должно идти своим чередом. И начнем мы вполне логично – с детального осмотра.

Визуальное знакомство

Генератор чем-то похож на Лего-игрушку. Какой-то он весь разноцветный, детализированный и немножко несерьезный на вид. Такое впечатление связано, прежде всего, с небольшими размерами. Аппарат действительно собран очень компактно, с взаимным проникновением и объединением частей разного назначения и функции.

 

Собственно генератор, то есть устройство, производящее электроэнергию, снизу охватывает бензобак.

Тыльную часть занимает двухтактный двигатель внутреннего сгорания.

Под ним расположился блок преобразователя электрического тока. Все это собрано на мощной раме, изготовленной из толстой листовой стали.

Нижняя подошва станины оборудована четырьмя ножками в виде присосок.

Ведь там, где есть возвратно-поступательные движения поршня мотора, всегда буду присутствовать вибрации. Чтобы дрожание корпуса не приводило к его перемещениям и дополнительному шуму резиновые ножки очень даже уместны.

На станине находится и клемма крепления провода заземления.

Весит агрегат немало – восемь с половиной килограмм. Его длительная переноска вручную вряд ли будет наслаждением даже для хорошо тренированного туриста. Здесь не поможет и удобная эргономичная ручка. Но при транспортировке в рюкзаке или наплечной сумке можно не особо напрягаясь пройти несколько километров. При перевозке в автомобиле или лодке главное требование будет предохранить устройство от случайных жестких контактов с твердыми предметами. Несмотря на продуманность «укладки» деталей, некоторые из них все же выступают за габарит и при этом изготовлены из пластика.

Кроме генератора в комплект поставки входит еще несколько позиций. Это мультиинструмент, объединяющий в себе ключи для работы со свечами размерности 19 и 16 миллиметров и крестообразную отвертку.

Небольшая мерная емкость поможет правильно дозировать масло для двухтактных двигателей во время приготовления рабочей топливной смеси.

Вилка евро-стандарта с элементами заземления и резиновой заглушкой.

Инструкция на хорошем русском языке с обилием рисунков и фотографий, отпечатанная на плотной бумаге.

О мануале хочется сказать несколько слов дополнительно. Он содержит в себе исчерпывающую и точную информацию об агрегате и обязателен к прочтению до начала эксплуатации. Мы рекомендуем вам иметь его постоянно под рукой, так как это проще, чем учить инструкцию наизусть. Если генератор будет менять своего хозяина, передайте новому владельцу также и эту тоненькую книжечку, и она поможет ему в безопасном пользовании Auron MINI. Не следует забывать, что бензиновый генератор совмещает в себе два источника опасности – двигатель внутреннего сгорания и электрический прибор высокого напряжения. И тот и другой могут нанести вред здоровью или даже стать причиной смерти. Потому призываем вас к ответственному отношению при  эксплуатации этого сложного устройства и тщательному исполнению всех правил техники безопасности при работе с агрегатом. Несоблюдение порядка запуска и остановки двигателя, подачи нагрузки и ее снятия может привести к поломке генератора, так как он является высокотехнологичным и сложным устройством со своими требованиями к окружающей обстановке и степени подготовки оператора.

Устройство и принцип работы

Как уже отмечалось выше, Auron MINI состоит из двух устройств, объединенных в один агрегат. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания вращает вал, на конце которого находится ротор. Его перемещение в магнитном поле статора вызывает появление индукционных токов, которые затем успешно снимаются и направляются в нужное нам русло. Этакий электродвигатель, вывернутый наизнанку. Основные принципы работы простейших динамо-машин были сформулированы еще в первой половине девятнадцатого века и впервые воплощены Ипполитом Пикси в действующую модель еще в далеком 1832 году. Немало с тех пор воды утекло, и генераторы претерпели ряд серьезных изменений. На смену постоянному току пришел ток переменный. Эксплуатационные характеристики последнего выглядят предпочтительнее, но и работа таких цепей требует особого подхода. В частности, двигатель внутреннего сгорания, используемый в качестве привода, должен иметь постоянные обороты. В противном случае количество дисгармоний и нестабильность параметров может вывести из строя подключенные потребители питания. И если на лампочке накаливания это скажется просто изменением интенсивности свечения, то ноутбук или зарядное устройство могут даже не успеть попрощаться с вами перед своей поломкой. Решение данной проблемы оригинально по своей сути и очень сложно технически. В общем случае это выглядит так: полученный с обмоток статора переменный ток преобразуется в постоянный посредством выпрямителя. Затем емкостные фильтры сглаживают нежелательные пульсации. На последнем этапе сложных преобразований полученный постоянный ток снова превращаетсяв переменный с помощью мощных ключей на транзисторах или тиристорах, подсоединенных по мостовой схеме. Если вас ввергают в уныние множество сложных терминов и слов иностранного происхождения – смело забудьте содержание трех последних предложений. Это – пища для ума физиков и электриков. Нам, потребителям, важнее знать одно – «вторичный» переменный ток имеет отличные характеристики по стабильности напряжения и частоты, особенно по сравнению с «первичным». Но самое главное – он практически идеален по своей равномерности и плавности описываемой синусоиды, для демонстрации которой не грех воспользоваться осциллографом, настолько она прекрасна в своем совершенстве. В случае нашего испытуемого коэффициент дисгармоний сведен до минимального значения в 3%. Это очень хороший показатель, недоступный многим более мощным и продвинутым моделям. Для его достижения понадобилась установка дополнительного сложного оборудования, но в данном случае овчинка стоит выделки.

Мощность тока на выходе составляет 800 ватт. Всего лишь 0,8 киловатта, скажете вы, это так мало. Но зачем больше? Вы же не собираетесь гладить брюки или кипятить электрочайник в походных условиях? Или смотреть новости по телевизору с диагональю экрана в шестьдесят дюймов. А номинальных 800 ватт вполне достаточно для одновременного обеспечения освещения палаточного городка, текущей зарядки всех мобильных устройств да еще и работы ноутбука. При этом в тенечке может тихо шуршать компрессор переносного холодильника, снижая температуру бутылочки пива, на которую вы вполне имеете право после напряженной работы на компьютере. В условиях выезда на дачу актуальной может стать проблема поддержания работы газового или твердотопливного котла в период «веерных отключений», когда тепло в доме намного важнее пары-тройки литров бензина. Краткосрочно генератор может выдать и полновесный киловатт, но сделает это с напряжением всех своих сил. О переходе в экстремальный режим сообщит загорание красной лампочки вместо зеленой, и через две минуты подача тока прекратится.

Двигатель продолжит работу, но электрическая часть агрегата решит отдохнуть, дабы не повредить тонкое оборудование, не рассчитанное на длительные перегрузки.

Кроме электрической части отдельного абзаца заслуживает и двухтактный двигатель внутреннего сгорания. В качестве питания ему подойдет любой бензин с октановым числом выше 92, измеренным по инструментальному методу, то есть с маркировкой АИ. Как и всем «двухтактникам», мотору необходимо внесение в топливную смесь специального масла в пропорции 1:50. В одном литре бензина следует растворить 20 миллилитров масла и только затем заливать его в бензобак. Для приготовления смеси навыки алхимика не нужны. В правильном соблюдении пропорций вам поможет мерная посуда, упомянутая выше и табличка в верхней части агрегата.

От качества составляющих  топлива зависит бесперебойная работа мотора и потому в данном вопросе лучше не экономить. Беспроблемная эксплуатация зависит и от регулярного обслуживания воздушного фильтра. Периодическая его продувка или промывка в чистом бензине обеспечит «сердце» генератора чистым воздухом и подлит его службу. Запуск двигателя также не вызывает проблем. Поставив переключатель на передней панели в положение «on» и закрыв рычажком дроссельную заслонку, делаем несколько плавных движений рукояткой пускового шнура. При этом не забывайте придерживать ручку на конце веревки при ее обратном ходе под воздействием пружины. Если мотор начал «схватывать» рабочие такты, заслонку можно и открыть, чтобы не залить единственную свечу слишком обогащенной смесью. В случае, когда топливо все-таки попало на свечу – действуйте согласно инструкции. Напоминаем, что работающий генератор должен находиться вне помещения и быть защищен от попадания влаги. Некоторые другие аспекты техники безопасности вы также найдете в руководстве пользователя. В целом следует заметить, что пуск агрегата – задача посильная даже нетренированным представителям слабого пола после соответствующего инструктажа.

При правильном порядке действий и уверенной работе мотора можно приступать к отбору электроэнергии. Для этого вам, скорее всего, понадобится удлинитель с набором розеток, ведь потребителей может быть несколько. Список нуждающихся в электричестве приборов и устройств каждый составит себе сам и он, скорее всего, будет обширным. После завершения их работы или пополнения зарядов аккумуляторов двигатель выключаем, нажав кнопку «off» на передней панели. Время генерации от штатного бензобака составляет от четырех до пяти часов, а непрерывная эксплуатация устройства может длиться до шести часов, после чего ему потребуется шестидесятиминутный отдых. Инвертор самостоятельно регулирует обороты в зависимости от нагрузки, и потому скорость сжигания топлива будет напрямую сопряжена с аппетитом потребителей электричества.

Размышления о необходимости приобретения

Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, требует небольшой коррекции. О целесообразности приобретения генератора современный человек с высокой степенью зависимости от электричества вряд ли станет задумываться – она очевидна. Потому речь идет скорее о логичности выбора именно данной модели агрегата. Auron MINI имеет свои плюсы и минусы, как и любой другой продукт на рынке. К позитивным чертам мы отнесем небольшой вес, слабый аппетит к топливной смеси, сниженную шумность и наличие полного сервиса, включая предпродажную подготовку, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Отрицательные моменты также присутствуют. Небольшой и довольно тихий агрегат, тем не менее, заглушит пение птиц и шорох камышей в ночном безмолвии. Принимая во внимание наличие двигателя внутреннего сгорания в качестве источника шума, мы находимся перед выбором – тихо и без Facebook (эхолот, свет, топливный котел и далее по тексту) или громко, но с холодильником (фумигатором, ноутбуком, плеером, Instagram, Twitter и добавьте сюда другие ваши предпочтения). В компромиссном варианте вы можете использовать генератор короткое время для зарядки аккумуляторов, от которых в дальнейшем будут питаться все вышеперечисленные потребители. Ранее мы упоминали вес агрегата – восемь с половиной килограмм. Эта цифра может показаться слишком внушительной, но давайте проведем простое сравнение. Стандартная автомобильная аккумуляторная батарея с номинальным напряжением двенадцать вольт и емкостью в 60 ампер-часов весит от 12 килограмм. Такая же масса у Auron MINI с бензобаком, залитым по горлышко. Само собой разумеется, что гарантировать в течении 4-5 часов подачу 800-ватной нагрузки может только генератор. Для обеспечения такого энергопотребления на аналогичный период вам понадобится 5-6 аккумуляторов для авто. При этом не следует забывать, что рассчитанные на быструю выдачу стартового тока они плохо переносят плавный разряд и от такой эксплуатации быстро приходят в негодность. А «тяговые» батареи стоят совсем другие деньги и имеют еще больший вес.

В вечном споре двухтактных и четырехтактных двигателей сломано немало копий. В данном случае решение о применении «двухтактника» привело к снижению веса, упрощению обслуживания и уменьшению габаритных размеров. К тому же 4-х тактники редко имеют такую небольшую выходную мощность и рабочий объем цилиндра. Проигрыш состоит только в незначительном повышении шумности и расхода бензина, а также в необходимости готовить топливную смесь при каждой заправке. Снова компромиссы, но куда без них…

Выводы

Нет сомнения в том, что бензиновый инверторный генератор полезная вещь. Он необходим рыболову и туристу, дачнику, охотнику и просто любителю хоть на короткое время оторваться от пуповины цивилизации, забравшись в неведомые дали, но сохраняя при этом комфорт и безопасность своего быта. Некоторые способы его применения придут вам на ум только после приобретения этого полезного устройства. И тогда вы зададитесь вопросом – а как мы раньше жили без Auron MINI? Потому разнообразьте свою походную жизнь и не пренебрегайте возможностью сделать свое пребывание на природе соответствующим требованием двадцать первого века. А главное – пользуйтесь с наслаждением новой степенью свободы и автономности, которую вам обеспечит ваш персональный и высокомобильный Днепрогэс. Он сделает доступными ранее непокоренные дали и маршруты, выйти на которые вы не решались из-за боязни потерять в самый нужный момент связь со спасателями или остаться без привычного бокала холодного португальского Vino Verde под просмотр новостей в социальных сетях. Обеспечение нормальных бытовых условий и высокого уровня комфорта может подвигнуть на одоление новых рубежей и далей, потому не бойтесь, решайтесь, фантазируйте и преодолевайте. А Auron MINI станет вам надежным помощником и верным спутником!